Ежегодно в мире реализуются миллиарды тонн всевозможной сельскохозяйственной продукции. Нередко урожай из садов и огородов доставляют к потребителям через половину земного шара, и никого уже не удивить тем, что хлеб из российской пшеницы выпекается в Индии, а на отечественных прилавках мирно соседствуют египетский картофель, испанские апельсины и эквадорские бананы. Однако прежде, чем плоды окажутся у конечного покупателя, им предстоит пройти длительный процесс сборки и перевозки, и в этом вопросе одним из ключевых факторов становится качественная тара для фруктов и овощей.
Первой упаковкой для даров природы человеку когда-то послужили плетеные корзины, затем альтернативой им стали мешки из выделанных шкур, а с появлением гончарного ремесла – всевозможные кувшины и прочие емкости для хранения. Греки и римляне, к примеру, не только складировали, но и активно перевозили в амфорах оливки через все Средиземноморье, а египтяне сохраняли в специально сооруженных погребах, напоминающих огромные врытые в землю глиняные бочки, собранный урожай зерна. Со временем – с появлением массового производства гвоздей из проволоки – в оборот вошли деревянные ящики и коробки, но настоящий прорыв в деле фасовки наступил лишь с активным внедрением полимерных материалов. В сравнении с лозой, деревом или мешковиной пластик обладает целым рядом преимуществ, которые необходимы для такого рода тары.
Ключевым плюсом этого сырья является его цена: сетки для овощей и ящики для фруктов, выполненные из полимеров, обходятся дешевле любых других аналогов. По сути, производственный процесс практически не предполагает отходов, в отличие от тех же деревянных дощечек или обрезков ткани: из аппаратов выходят уже готовые штампованные изделия либо полотно. При этом доступность упаковки сказывается не только на производителях, но и на потребителях, ведь в стоимость продукции закладываются все расходы. Естественно, что вместо того, чтобы переплачивать за корзинку с клубникой – пусть и изящную, но все равно после съедания ягод идущую в мусор – клиент предпочтет взять более практичный и удобный пластиковый бокс, который легко помещается в холодильнике и гарантированно не даст соку от ягод вытечь наружу. К тому же пластик легко моется от почти любых загрязнений, что позволяет использовать его при хранении многократно, в том числе и варьируя закладываемые в емкости продукты: сегодня это может быть картофель, завтра – яблоки, а через год – свекла или, к примеру, тыквы.
Другой фактор, говорящий в пользу подобной упаковки – ее воздухопроницаемость. Все качественные пластиковые овощные ящики имеют перфорацию на стенках и дне, за счет чего обеспечивается постоянная циркуляция воздуха. Благодаря этому плоды, сохраняемые в такой таре, а также в дешевой полимерной сетке для фруктов, не отсыреют и не загниют, на них не разовьется плесень или грибок. Это немаловажно и для самого материала, ведь то же дерево под воздействием влаги быстро приходит в негодность, либо требует дополнительных обработок пропитками и защитными материалами для продления срока службы тары. Точно так же излишнюю влажность не любит лоза, да и мешковине она не идет на пользу.
Еще один весомый аргумент за то, чтобы купить сетки и ящики для овощей из пластика – их прочность. При небольшом расходе материала на производство (не говоря уже о скорости самого производственного процесса, который полностью автоматизирован), готовые изделия отличаются высокой устойчивостью к механическим нагрузкам и деформациям. Сетчатое полотно демонстрирует прекрасную стойкость к растяжению и разрыву (грузоподъемность готовой тары может составлять, в зависимости от типа используемого сырья, от 2,5 до 42 кг), а ящики, даже поставленные в высокую пирамиду, не растрескиваются под весом нагруженной в них продукции (выдерживая до 80 кг, в зависимости от конфигурации самих емкостей). Кроме того, упаковка в подобную тару позволяет максимально эффективно использовать полезный объем техники при грузоперевозках – ведь одно дело насыпанный россыпью в кузов картофель и совсем другое дело – аккуратные ряды мешков, уложенных друг на друга.
Ключевым преимуществом эта особенность перевозки в пластиковой таре становится тогда, когда речь идет о транспортировке особо нежных культур. К примеру, персики, ягоды клубники, абрикосы или вишня – все они под давлением приходят в негодность и теряют товарный вид, раздавленные плоды быстро начинают бродить, развивается плесень, способная повредить и уцелевшую часть груза. Производители, как следствие, несут убытки и теряют товар, который даже не добирается до покупателя. Избежать таких издержек можно, если загрузить сельскохозяйственную продукцию в ящики стандартных размеров, легко составляемые друг на друга в устойчивые многоуровневые конструкции.
Во-первых, как и с любой другой тарой, погрузку можно производить сразу же на месте сбора урожая, либо использовать для фасовки специальные машины (автоматы и полуавтоматы работают с сеткой-рукавом, обеспечивая точную нарезку и расшивку материала). Во-вторых, дешевые полимерные ящики для фруктов и овощей при складировании их один на другой имеют одинаковый зазор – то есть риск, что плоды внутри окажутся раздавленными, полностью исключен. То же самое касается и вопросов хранения: с точки зрения потребителя, куда проще взять одну сетку для картофеля и подвесить или уложить ее в погребе, чем перегружать зимние запасы ведрами – клубни бьются друг о друга и о стенки ведра, вмятины начинают подгнивать, в результате часть купленного затем попросту придется выбросить.
Кроме того, для российского покупателя характерно желание все осмотреть лично, убедиться в качестве предлагаемого товара. С плодами, упакованными в недорогую пластиковую сетку для овощей, это сделать проще простого. Многие крупные поставщики сельскохозяйственной продукции, оценив удобство такой фасовки, активно используют ее при поставках: сетки малых объемов давно уже стали привычным элементом овощных отделов супермаркетов и рынков. Существуют также варианты изделий с конусообразными стенками, сужающимися к дну: в пустом виде подобные емкости легко помещаются одна в другую, что упрощает их хранение и перевозку, а в заполненном виде они закрываются надежными прочными крышками, обеспечивая удобство погрузки.
Следует также напомнить и о маркетинговой составляющей вопроса. Упаковав баклажаны в фиолетовую, капусту в зеленую, а морковь в красную овощную сетку из пластика, фермер не только облегчает покупателю выбор товара (нашему глазу проще ориентироваться в такой «дублирующейся» гамме), но и повышает его привлекательность. Кажется, что дары сада и огорода становятся румянее, сочнее и аппетитнее от соседства с подходящей по тону упаковкой. К тому же для производителя упрощается и нанесение на тару логотипов: это может быть пленка с клейким слоем, пластмассовый ярлычок или целая полоска с брендом и контактами компании, вшитая в шов сетки либо наклеенная на стенку ящика. Покупатель, имея дело не с абстрактной сельскохозяйственной продукцией «россыпью на вес», чаще выбирает обозначившего себя поставщика: ведь фирма, не боящаяся ставить свою «подпись» на предлагаемом товаре, подсознательно воспринимается как заслуживающая доверия и гарантирующая качество.