Причины для того, чтобы купить сумку-тележку, могут быть самые разные. Кто-то просто устает от оттягивающих руки пакетов с покупками, которые приходится тащить домой из магазина. Кто-то не является владельцем автомобиля, но каждый сезон сталкивается с необходимостью везти с дачи в город плоды своих летних трудов. Кто-то рад бы пользоваться рюкзаком, но имеет к этому медицинские противопоказания, или просто боится сорвать спину, нагружая ее каждый раз солидным весом. А ведь решение – простое, элегантное и эффективное – давным-давно придумано, осталось лишь им обзавестись.
История этого полезнейшего, но до сих пор не в полной мере оцененного изобретения, начинается в 1980-е годы на Украине. Именно там, в Киеве, в 1983 году Алексей Сергеев (инженер-авиаконструктор) придумал и собрал первый прототип изделия, которое вскоре получило шутливо-ласковое прозвище «кравчучка», по имени первого постсоветского президента страны. Тогда же сформировался и своеобразный имидж, в значительной мере сохранившийся за хозяйственными сумками-тележками даже сейчас, спустя четыре десятилетия. Дело в том, что «расцвет» использования «кравчучек» пришелся на эпоху бурных 1990-х, когда начинает активно появляться мелкое предпринимательство и такое явление, как «челночная» торговля. Клетчатые безразмерные баулы (о них мы еще поговорим ниже), поставленные на стальные рамы с колесиками, стали одним из символов той поры – и во многом остались таким символом и сегодня.
Безусловно, багажные тележки завоевали такую популярность у дачников и «челноков» в первую очередь благодаря своей практичности, и в то время едва ли кто-то задумывался о дизайне или вообще об эстетической стороне вопроса. Наряду с базовой конструкцией, предложенной Сергеевым, появлялись всевозможные самоделки, иногда не менее удачные и оригинальные в своих решениях, так что позже, когда за дело взялись профессионалы, им уже было от чего отталкиваться. В результате сейчас на рынке представлен широкий спектр моделей, в том числе в Воронеже оптом и в розницу качественную продукцию от ведущих брендов реализует по низким ценам наша торговая компания «Арсенал Товаров».
Стоит отметить, что первоначальная идея отталкивалась от нескольких базовых требований. Во-первых, простота изготовления и надежность в эксплуатации (и до сих пор в таких бытовых помощницах практически нечему ломаться, а те узлы, которые подвержены наибольшим нагрузкам, и все-таки могут со временем выйти из строя, практически всегда легко отремонтировать или попросту заменить – благо, в продаже сегодня есть и масса комплектующих, как те же колеса для багажных тележек). К слову, расчетная нагрузка на такое изделие составляет около 100 кг, хотя торговцы-«челноки» зачастую значительно превышали эти показатели, и – к чести скромных «кравчучек» – испытания перегрузкой были выдержаны. Со временем по той же схеме стали собирать и специализированные грузовые тележки с усиленной основой, которые нашли широкое применение в работе складских и производственных комплексов, на строительных площадках, и так далее.
Во-вторых, требовалось создать что-то максимально компактное, чтобы пользователь не имел сложностей с хранением неэксплуатируемых изделий, и с перемещением их в незагруженном состоянии. Пожалуй, стоит поблагодарить за этот параметр перегруженные дачные электрички и автобусы – ведь именно с оглядкой на их пассажиров и появились складные ручки, убирающаяся нижняя платформа, съемные сумки с различными вариантами креплений к несущему каркасу и всевозможными наработками в плане компоновки и расположения внутренних отсеков. Все это, сложенное и упакованное, легко помещалось в обыкновенный пакет, так что верную помощницу было легко спрятать в шкаф или на антресоль, разместить на багажной полке, а при необходимости и купить отдельно сумку для тележки (и не только на замену износившейся, но и как дополнительный «апгрейд», позволяющий из одной конструкции получить сразу два разных по функциональности решения).
В-третьих, требовалось обеспечить подходящую тару, которая будет устанавливаться на такую конструкцию – и здесь как нельзя кстати оказались полипропиленовые хозяйственные сумки. Клетчатый рисунок их был заметен издалека, простота производства делала такие баулы максимально доступными, а внушительный объем – очень вместительными. Полипропилен способен долгое время противостоять истиранию, он начинает размягчаться только при +140°C (то есть сумку можно без опасений оставить на солнце или в багажнике припаркованного на солнцепеке автомобиля), и вдобавок это один из самых легких полимеров. Таким образом, тара не добавляла избыточного веса к общей конструкции, что тоже было немаловажным преимуществом, а водонепроницаемость материала прекрасно защищала упакованные вещи от дождя и снега.
Однако именно практичность, поставленная во главу угла, отчасти сыграла злую шутку: «кравчучки» оказались накрепко связаны в массовом сознании с клетчатыми баулами «челноков», что в свою очередь порождало ассоциации с замученным работой, чрезмерно нагруженным и печальным осликом. Вместе с тем среди дачников значительную часть составляли люди в возрасте, и это создало другую ассоциацию: старушка, трудолюбиво катящая за собой сумку-тележку на колесиках, до отказа забитую дарами собственных грядок. Этих бабушек, торгующих яблоками, помидорами и зеленью прямо «с колес», многие до сих пор вспоминают как атрибут трудных и непростых 1990-х, а отсюда и перенос соответствующих образов и впечатлений на багажные тележки.
Что по сути своей неверно, ведь современные, предназначенные для магазина, сумки-тележки на колесах, представляют собой продукт уже совершенно другой эпохи. Наряду с практической стороной немало внимания стало уделяться эстетике и дизайну – стоит хотя бы вспомнить, что в Европе некоторые дома мод выпустили собственные коллекции тех самых «кравчучек», причем отдельные образцы даже копируют узнаваемые клетчатые принты полипропиленовых баулов. Вполне возможно, что спустя еще несколько лет европейское «открытие» завоюет рынки на постсоветском пространстве, и те, кто сегодня чисто из предрассудков отказывается от использования багажных тележек, будут с восторгом превозносить находчивость и изобретательность стильных европейцев.
Разумеется, только внешним видом изменения не ограничились. Прежде всего, сейчас у большинства брендов (в том числе у проверенных производителей, с которыми сотрудничает наша торговая компания «Арсенал Товаров» в Воронеже), обычно представлены линейки моделей из стали и алюминия. Стальная продукция рассчитана на большие весовые нагрузки, обычно база у нее шире и массивнее, а идущая в комплекте тара имеет больший объем. Алюминиевые версии компактнее и меньше, среди них запросто можно отыскать продукцию с сумками на 30-40 литров – это сопоставимо с вместительным городским рюкзаком. Сам по себе алюминий легче стали, поэтому и общий вес изделий меньше – но и нагружать их следует с оглядкой. Впрочем, для рядового похода в магазин сумки-тележки с колесиками на алюминиевой базе будет вполне достаточно.
Поскольку горожанину, в отличие от «челнока», нет надобности тащить на себе целую партию товара, производители принялись экспериментировать с компоновкой сумок и дополнительными функциями как тары, так и несущего каркаса. Во-первых, расширился диапазон материалов, и теперь хозяйственные сумки для тележек изготавливают не только из полипропилена, но и из ПВХ, а также из широкого спектра рюкзачных материалов типа «Оксфорд» или «Кордура». Во-вторых, произошло деление единственного центрального отсека на обособленные карманы, появились наружные отделения под разные мелочи, что, безусловно, добавило удобства эксплуатации. В некоторых вариантах встречаются даже специальные встроенные в сумку термоотсеки, предназначенные под перевозку замороженных или охлажденных продуктов. Это настоящее спасение для хозяек, которым нужно доставить рыбу либо мясо из магазина или с рынка максимально свежими, в то время как столбик термометра на летней жаре начинает брать очередные температурные рекорды.
Есть и полноценные трансформеры, максимально интегрированные с несущими элементами. К примеру, каркас и ручка могут убираться внутрь тары, платформа и колесики складываются, и за счет боковой ручки такое изделие уже превращается в некое подобие чемодана или спортивного баула. Кстати, одну из вариаций такого развития идеи можно увидеть как раз у спортсменов – в частности, у хоккейных команд, которым приходится перевозить множество предметов снаряжения. Да и почти все нынешние чемоданы немало позаимствовали у старой доброй «кравчучки». Разве что колесики и выдвижная ручка в чемоданах встроены непосредственно в корпус изделия, и обычно не отличаются высокой прочностью.
В-третьих, у покупателей появился выбор из богатейшей палитры цветов, огромного разнообразия всевозможных принтов, орнаментов и рисунков. Наконец, где-то на стыке эстетики и практичности расположилось множество вроде бы несущественных, но на самом деле очень полезных, мелочей. Всевозможные клапаны и накладки, как над основным отделением, так и над боковыми карманами, не только придают таким изделиям эффектный вид, но и решают вопрос с дополнительной защитой содержимого от дождя и снега. Производители используют самые разнообразные варианты замков: магнитные, на молнии, липучки, шнуровка; нередко два-три варианта комбинируются, чтобы обеспечить максимальную гибкость в применении. Так, основной отсек может застегиваться на молнию, и одновременно иметь шнуры-утяжки (для уменьшения объема на полупустых баулах, или, напротив, для более надежной фиксации всей конструкции), а сверху закрываться клапаном на магнитах, пряжках или липучках.
Колесики для багажных сумок-тележек в настоящее время изготавливают из высокопрочных пластиков, силикона или резины. Резиновые отличаются износостойкостью, не боятся ударов, порезов и проколов (поскольку внутри нет камеры, это цельнолитые изделия), имеют высокую устойчивость на льду и мокрых поверхностях. Пластики пожестче, у них меньше вес; выполненные целиком из полимеров колеса издают характерный шум, для смягчения которого их чаще всего комбинируют с резиновыми накладками по внешнему ободу. Силикон же дает максимально мягкий и плавный ход, не скользит, в целом не боится бездорожья, всяческих острых граней и выступов, но для хорошей устойчивости лучше выбирать варианты, у которых колесная база и сами колесики пошире.
К слову, проходимость сумок-тележек, купить которые сегодня можно повсеместно (например, в Воронеже по низким ценам их реализует оптом и в розницу наша торговая компания «Арсенал Товаров»), напрямую зависит от диаметра колес. И здесь каждый выбирает то, что ему предпочтительнее. Чем шире диск – тем меньше он вязнет в осенней грязи и талом весеннем снеге, но одновременно снижается и маневренность. Чем шире и толще втулка – тем больший вес может выдержать вся конструкция, но одновременно тем тяжелее и она сама. Простые бесповоротные колесные узлы надежнее сложных, подстраивающихся под частые маневры и объезды – но последние удобнее, если часто приходится «петлять» в плотном трафике толпы на улицах. Тем, кому необходимо регулярно ходить по пересеченной местности с лесенками и перепадами высот, стоит присмотреться к тройным комбинированным колесикам: у них небольшой диаметр, но зато такая конструкция, натыкаясь на препятствие, проворачивается, что облегчает затаскивание наверх даже до предела нагруженной тележки.
В общей сложности на конкретной модели может быть установлено от двух до шести колес, как в комплексе с опорными планками на передней части, так и без планок (в этом случае часть колес заменяют опоры, и все колесные базы равномерно располагаются по периметру платформы). Опять же, тут каждый выбирает для себя тот вариант, который приглянется больше других. В целом планки показывают себя лучше, поскольку эффективнее перераспределяют приходящую на них нагрузку; к тому же такой «порожек» может быть складным – это очень удобно, если приходится сталкиваться с неровным рельефом, когда «дорожный просвет» у хозяйственной сумки-тележки становится критически важен. К слову, в качестве дополнительной опции на таких изделиях, как с опорными планками, так и полностью на колесной базе, могут присутствовать небольшие откидные сиденья. Наличие их способно помочь при выборе того или иного варианта: достаточно просто откинуть сиденье и опробовать его, оценив устойчивость всей конструкции. Если даже пустая багажная тележка не заваливается ни в одну сторону, а отлично распределяет нагрузку от вашего собственного веса – она с тем же успехом выдержит и массу сложенных в нее покупок.
Еще один параметр, на который следует обратить внимание перед принятием решения – высота ручки. Очень важно, чтобы пользователю не приходилось сгибаться над своей помощницей при ходьбе, и чтобы нагруженная конструкция не оттягивала руки к земле, тормозя тем самым движение человека. В идеале ручка должна быть не только полностью складывающейся, но еще и с возможностью настраивать высоту, либо по нескольким заданным положениям, либо со свободной регулировкой. Нередко на рукоятке или под ней располагают дополнительное крепление сумки, чтобы оптимально распределить нагрузки – в таком случае лучше, если крепление будет разъемным (например, на липучке). Ну а пластиковые накладки будут очень кстати зимой, если доведется катить свое приобретение без варежек и перчаток.